|
EN |
Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на новости
|
К 110-летию Всероссийского научно-исследовательского института метрологической службы (ВНИИМС)* В журнале статья опубликована в сокращении. Поллную версию статьи читайте ниже. Метрологическая служба Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и представляет собой сеть государственных метрологических органов и метрологических служб юридических лиц. В состав государственных метрологических органов входят семь государственных научных метрологических центров, около 100 центров стандартизации и метрологии (их метрологических подразделений). Наряду с проведением исследований в области теории измерений, принципов и методов высокоточных измерений, разработки научно-методических основ совершенствования Российской системы измерений, научные центры являются держателями государственных эталонов. Достойное место среди государственных научных метрологических центров метрологической службы по праву занимает Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) Росстандарта, которому 1 октября 2010 года исполняется 110 лет. Учрежденный по инициативе Д.И. Менделеева и начинавший с поверки и клеймения мер и весов, ВНИИМС сегодня стал признанным научно-методическим центром метрологической службы России. Широки и разнообразны его функции. Как главный государственный научный центр метрологической службы, институт выполняет системные исследования по правовым, организационным, методическим и экономическим проблемам обеспечения единства измерений. Осуществляя функции Центра государственных эталонов по закрепленным средствам измерений, институт проводит фундаментальные исследования, направленные на развитие эталонной базы страны. ВНИИМС является единственным метрологическим институтом в России, который специализируется в решении общих задач государственного регулирования деятельности метрологической службы в целом. Институт координирует участие российских организаций в международном сотрудничестве по метрологии в рамках Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ), Метрической Конвенции, Международной организации по стандартизации (ИСО), Евро-азиатского сотрудничества государственных метрологических учреждений (КООМЕТ), Азиатско-Тихоокеанского Форума по законодательной метрологии (АТФЗМ), в двустороннем научно-техническом сотрудничестве, а также по обеспечению взаимодействия России в области метрологии со странами СНГ. Теоретическими и методическими разработками института пользуются метрологи всех отраслей народного хозяйства. Неоценим его вклад в создание правовых основ метрологической деятельности (принятие первого Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» в 1993 г.). Теперь обратимся к важным историческим этапам деятельности института. Для Российской метрологии 1842 г. явился знаменательной датой, тогда в Санкт-Петербурге было издано «Положение о мерах и весах» и создано Депо образцовых мер и весов. Дальнейшее развитие метрологии в России и ее метрологической службы теснейшим образом связаны с именами многих выдающихся реформаторов, политиков, государственных деятелей и ученых и, в первую очередь, с именем Д.И. Менделеева. Новый важный этап ее развития начался в 1893 г., когда по докладу Министра Финансов С.Ю. Витте Государственным Советом было принято решение о преобразовании Депо образцовых мер и весов в Главную палату мер и весов, а также поставлена задача организации контроля «над поверкою в губерниях и областях торговых мер и весов». Эта задача содержала две основные части:
Первая часть задачи была решена к 1895 г.: были созданы прототипы русских мер веса (массы) и длины и основные копии этих прототипов, изготовленные с учетом достижений науки того времени. Кроме того, благодаря проведенным в Главной палате мер и весов исследованиям, были установлены отношения основных Российских мер к метрическим и английским мерам. Затем для выполнения второй части задачи был пересмотрен Торговый Устав, тот его раздел, который касался торговых мер и весов. С этой целью был проведен анализ современного положения поверочного дела в России, а также за рубежом и подготовлены предложения о способах и порядке «выверки и поверки мер и весов и других измерительных приборов, применяемых в современной промышленности и торговле, а также необходимой для контроля и надзора за мерами и весами и, по возможности, неотяготительной для казны организации поверочного дела». Указанные предложения были переданы на обсуждение в специальную Комиссию, созданную в феврале 1897 г. при Департаменте Торговли и Мануфактур Министерства Финансов. Подготовленные этой Комиссией предложения и детальные расчеты были положены в основу очередного доклада Министра Финансов Государственному Совету. Согласно этим предложениям, предстояло создать сеть местных поверочных учреждений, делая это постепенно, не обременяя казну значительными расходами и расширяя эти учреждения по мере выяснения размера доходов от сборов за «выверку» торговых мер и весов. Программа создания сети таких учреждений по территории Империи, начало реализации которой было намечено на 1900 г., была рассчитана практически на 20 лет. В 1900 г. предполагалось открыть пять поверочных палаток. В 1901 г. – еще 5, в 1902 г. – 10, в 1903 г. – 20 палаток и т.д. Всего к 1920 г. должно быть открыто не менее 100 местных палаток. Расходы на содержание таких палаток складывались из расходов на их оснащение измерительным оборудованием и содержание персонала, аренду помещений и т.д. Важное событие произошло 29 мая 1899 г. В этот день Общее собрание Государственного Совета одобрило составленное под руководством Д.И. Менделеева новое Положение о мерах и весах и штат Главной палаты мер и весов. 4 июня 1899 г. эти документы были утверждены Императором Николаем II, а 2 августа того же года они были опубликованы и эта дата считается началом Менделеевской реформы измерительного дела в России. Наступил период реализации принятых документов и программы создания в стране сети поверочных учреждений – палаток торговых мер и весов. С некоторым запозданием такая реализация началась. 10 сентября (по старому стилю) 1900 г. в С.-Петербурге состоялось открытие палаток № 1 и № 2. Первая была открыта при Императорском Русском Техническом Обществе, а вторая – при Петровском коммерческом училище. На очереди – открытие палатки в Москве. В доме Окружного пробирного управления на Малой Бронной улице, д. 29. Однако в связи с быстрым ростом числа представлявшихся на поверку мер и весов это помещение вскоре оказалось тесным. Поэтому палатка несколько раз переезжала в другие помещения, бóльшие по площади. Московской палатке был присвоен номер 3 и установлен штат в 11 человек. В своей деятельности Московская палатка руководствовалась Положением о мерах и весах от 4 июня 1899 г., а также инструкциями и правилами Министерства финансов и Главной палаты мер и весов. Как и другие палатки, она подчинялась Министерству финансов, а с конца 1905 г. также через Главную палату – вновь образованному Министерству торговли и промышленности. Район обслуживания Московской палатки включал в себя в 1900-1905 гг. Московскую губернию, в 1905-1906 гг. - Московскую и Ярославскую губернии, а в 1906-1907 гг. - Московскую, Тверскую, Рязанскую губернии. Основными клиентами палатки с самого начала ее деятельности являлись московские заводы, изготовлявшие меры и весы. По общему количеству поверенных мер и весов Московская палатка всегда занимала одно из первых мест среди поверочных палаток, число которых увеличилось в 1902 г. до 20, а в 1906 г. - до 25 (причем вторая поверочная палатка в Петербурге была заменена вагоном-палаткой для обслуживания местностей, удаленных от стационарных палаток). Падение числа поверок в 1905-1907 гг. объясняется в основном событиями, связанными с революцией 1905 г. и русско-японской войной. В 1914 г. Московская палатка по количеству поверенных мер и весов заняла второе место (первое - Тульская палатка). Возможность поверки метрических мер в России обуславливалась, прежде всего, наличием эталонов-копий международных прототипов метра и килограмма, полученных представителями России на I Генеральной конференции по мерам и весам в 1889 г., а по отношению к мерам длины также наличием концевого эталона метра, приобретенного Д.И. Менделеевым в Париже в 1895 г., и «менделеевской полусажени», имевшей подразделения в русских, метрических и английских мерах. Московская палатка, как и ряд других, была обеспечена образцовыми метрическими мерами. Октябрьские события 1917 г., Гражданская война нарушили деятельность поверочной системы и она начала приходить в норму только с 1923 г. В этот период важнейшим оказался Декрет 1918 г. о признании Метрической Конвенции. Постановлением Совета Труда и Обороны от 27 января 1922г. Московская поверочная палатка была переименована (как и другие) в палату. В своей деятельности она руководствовалась Положением о мерах и весах от 6 июня 1924 г. В 1923-1924 гг. палата входила в число восьми палат, имевших мастерские и занимавшихся не только ремонтом мер и приборов, но также их изготовлением и юстировкой. Персонал палаты в этот период состоял из 30 сотрудников (в остальных 30 палатах на территории РСФСР - из 278 чел.), на 1 октября 1925 г. – 40, на 1 октября 1926 г. – 84. Такое увеличение персонала дало возможность Московской палате справляться с той большой нагрузкой, которая легла на нее особенно в 1925-1926 гг. Этому способствовало расширение занимаемого помещения по Гранатному пер., д.4, которое вскоре также оказалось недостаточным. Район обслуживания Московской палаты в этот период включал в себя три губернии – Московскую, Тверскую и Смоленскую и ряд железных дорог. В 1927 г. была осуществлена общая реорганизация поверочной системы страны, в соответствии с которой последняя должна была включать в себя 11 областных палат и 78 поверочных пунктов, частично образованных из существовавших палат и частично подлежащих открытию. Московская палата была также включена в число областных палат и должна была возглавлять деятельность поверочных пунктов в Брянске, Владимире, Ельце, Иванове, Калуге, Кинешме, Муроме, Орле, Рязани, Смоленске, Твери и Туле. Следует также отметить большую роль Московской палаты при введении в России метрической системы мер. Сотрудники палаты осуществляли пропаганду этой системы, читали лекции и проводили консультации, снабжали заводы и мастерские соответствующей литературой и чертежами, оказывали техническую помощь. В 1925 г. при Московской палате (также как и при восьми других палатах) была организована мастерская по переделке русских мер в метрические. Быстро росли темпы поверки метрических мер. По этому показателю Московская палата заняла первое место. В 20-х годах значительно расширилась номенклатура поверяемых измерительных приборов. В 1923-1924 гг. стали поверяться максимальные медицинские термометры, ареометры и пурки, а в 1924-1925 гг. - манометры и вакуумметры. В 1927 г. в Московской палате была открыта хорошо оборудованная электроизмерительная лаборатория, имевшая установки для поверки электросчетчиков постоянного тока (до 3000 А, 1000 В) и переменного тока (до 400 А и 12.600 В), также установки для поверки амперметров, вольтметров и ваттметров. Кроме того, в этом же году была организована оптическая лаборатория для поверки наборов пробных очковых стекол, в 1928 г. - лаборатория для поверки концевых мер длины, калибров и измерительного инструмента, применяемых в машиностроении, и лаборатория времени, передававшая по радио сигналы времени, а в 1929 г. - лаборатория для поверки водомеров. Московская палата продолжала оказывать значительную помощь заводам и мастерским, изготовлявшим измерительные приборы для улучшения качества последних. Особое место занимала Московская палата также в поверке импортных приборов, которые ввозились в больших количествах. В 1925-1926 гг. было, в частности, поверено 18.240 импортных весов, 499.074 импортных мер длины и 466.505 импортных термометров; в процентах от общего количества этих мер и приборов, поверенных во всей системе, результаты Московской палаты составили соответственно 99,9%, 77,8% и 67,1%. Это объясняется тем, что в связи с монополией внешней торговли большая часть импортных мер, приборов направлялась для поверки их качества в Москву. При поверке Московская палата строго руководствовалась установленными нормами, в соответствии с чем, например, в 1925-1926 гг. ею было забраковано 26% импортных термометров. Московская палата занималась также ревизионной деятельностью. Она принимала активное участие в проверке состояния измерительного хозяйства, производившейся в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 1921 г. о всероссийской поверке мер и весов. В конце 1926-1927 отчетного года Московская палата завершила проверку состояния измерительного хозяйства в районах, которые она обслуживала. Можно сказать, что это, в какой-то мере, способствовало началу работ по анализу состояния измерений, методологию которого разработал и внедрил ВНИИМС в наше время. В начале 20-х годов к контрольно-ревизионной деятельности подключилась милиция. Представляет интерес Инструкция милиции по надзору за соблюдением правил о мерах и весах от 1922 г. Можно предположить, что милиция была неплохим помощником в наведении в стране порядка в измерительном деле в это непростое для страны время. В 1927 г. Московскую палату преобразовали в Палату мер и весов РСФСР в соответствии с Положением о мерах и весах от 6 июня 1924 г., предусматривавшим, в частности, учреждение палат мер и весов при ВСНХ союзных республик. В этом качестве Московская палата с конца 1927 г. по 1932 г. не только выполняла поверочные функции, но и руководила деятельностью всех поверочных лабораторий на территории РСФСР. В 1932 г. эта руководящая роль отпала, ввиду учреждения при Всесоюзном Комитете стандартизации Центрального управления мер и весов, которому были подчинены все поверочные организации СССР. К этому времени бывшая Московская палата являлась крупным метрологическим учреждением с хорошо оборудованными лабораториями: весовой, манометрической, термометрической, калибровой, электрической, водомерной, оптической и с технической библиотекой. Помимо поверки мер и измерительных приборов, начали проводиться исследовательские работы в области прикладной метрологии. В 1932 г. на базе лабораторий бывшей Московской палаты был организован Московский филиал Всесоюзного института метрологии и стандартизации (ВИМС), получивший вскоре название Московского института метрологии и стандартизации (МОИМС). В 1934 г. МОИМС был реорганизован в Российский научно-исследовательский институт метрологии (РОНИИМ), причем одновременно было учреждено самостоятельное Московское управление мер и весов (впоследствии Отдел мер и весов); оно провело поверку простых, подлежащих обязательной поверке, мер и приборов, в то время как поверка образцовых, а также особенно точных и сложных приборов выполнялась в РОНИИМ. Оба эти учреждения (РОНИИМ и Московский Отдел мер и весов) были слиты в 1937 г. в один институт, получивший название Московский государственный институт мер и весов (МГИМВ) и переименованный в 1939 г. в Московский государственный институт мер и измерительных приборов (МГИМИП). При преобразовании РОНИИМ и МГИМВ в МГИМИП наука и практика (поверка) вновь объединились и тесно взаимодействовали вплоть до 1973 г., когда из ВНИИМС выделились поверочные лаборатории, на базе которых был образован Московский центр стандартизации и метрологии, теперь Ростест-Москва. В этот период МГИМИП подчинялся Комитету по делам мер и измерительных приборов при СНК РСФСР. Образование в 1938 г. указанного Комитета ознаменовало коренную перемену в организации метрологической службы страны, особенно учитывая приближение предвоенного периода. Новые задачи потребовали укрепления технической вооруженности всех органов Комитета, оснащение их новым современным оборудованием и квалифицированными кадрами. Численность работников МГИМИП к 1941 г. достигла 500 чел. В это время в институте организуется проведение государственных испытаний типов измерительных приборов и ведение Государственного реестра прошедших госиспытания приборов. В 1940 г. институт провел испытания 66 типов измерительных приборов, разработал 14 инструкций по поверке. МГИМИП в этот период проводил работу по 15 научно-исследовательским темам, в том числе по таким актуальным, как исследование существующих методов автоматического контроля деталей в машиностроении, разработка особой конструкции товарных весов и др. Деятельность института определяла его заметное место в государственной метрологической службе в предвоенное время и оказывала существенное влияние на развитие отечественной приборостроительной промышленности, обеспечивала, наряду с другими институтами, совершенствование научной базы для широкого развития поверочного дела в стране. Институт имел в своем составе ремонтно-экспериментальные мастерские. Эти мастерские вместе с такими же мастерскими в харьковском институте и заводом «Эталон» в Ленинграде стали промышленной базой Комитета, обеспечивающей выполнение экспериментальных работ по научно-исследовательским темам. Объем поверочных работ института в 1940 г. составил уже свыше 6 млн. приборов. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. нарушила нормальное развитие метрологической службы страны, в том числе и Московского института, потребовала, прежде всего, удовлетворения военных нужд страны. В ноябре 1941 г., по указанию Комитета, часть специалистов и оборудование ряда лабораторий института были эвакуированы в различные города страны (Томск, Барнаул), где они оказывали большую помощь эвакуированным туда предприятиям по организации и быстрому вводу их в действие. После войны институт успешно продолжил свою деятельность. В ноябре 1947 г. при Московском государственном институте было создано Центральное научно-исследовательское бюро единой службы времени (ЦНИБВ), которое в 1953 г. выделилось в самостоятельный Центральный научно-исследовательский институт радиоизмерений (ЦНИИР). В 1955 г. Московский Государственный институт мер и измерительных приборов был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт Комитета стандартов, мер и измерительных приборов (ВНИИК, позднее ВНИИГК), находящийся в подчинении Комитета (Госкомитета) стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. С 1956 г. в институте существуют научные отделения: электрических измерений, оптических и линейно-угловых измерений, механических измерений, измерений давления и расхода, лаборатория международной работы и научно-исследовательской информации с подчинением ей научно-технической библиотеки и библиотеки иностранных стандартов и лаборатории методики госиспытаний измерительных приборов. Лаборатории поверочной части института проводили поверку приборов практически во всех областях измерений, включая физико-химические и радиотехнические измерения. В течение года поверялось в институте свыше 1,5 млн. мер и измерительных приборов, находящихся в эксплуатации; выполнялось ежегодно до 250 контрольных испытаний различных типов измерительных приборов, выпускаемых приборостроительными предприятиями Москвы и Московской области. Лаборатории, входящие в состав этих отделений, проводили государственные испытания типов приборов, научно-исследовательские работы, составление разного рода директивных документов (стандартов, инструкций по поверке, правил и т.п.) и поверку мер и измерительных приборов, закрепленных за институтом. Помимо этого, в институте находилось Управление измерительной техники и стандартизации, на которое была возложена задача поверки мер и приборов, выпускаемых из производства или ремонта и находящихся в применении, а также надзор за деятельностью ведомственных органов надзора и проведение ревизий мер и измерительных приборов, находящихся в обращении. Осуществляя возложенные на институт функции головной организации страны в области метрологической службы, он выполнял также техническое и методическое руководство 27 прикрепленными к институту областными лабораториями государственного надзора за стандартами и измерительной техникой. Работа ВНИИК как территориального органа государственной метрологической службы проводилась в следующих направлениях: велись проверка исходной образцовой аппаратуры и ревизия состояния средств измерений на предприятиях и организациях Москвы и Московской области и в прикрепленных областных лабораториях; проводился контроль качества измерительной аппаратуры, выпускаемой приборостроительными предприятиями Москвы и Московской области; осуществлялись организационно-техническое и методическое руководство и контроль деятельности органов ведомственной метрологической службы, а также контроль за внедрением и соблюдением стандартов на предприятиях Москвы и Московской области. Для выполнения этой работы в институте было организовано 13 лабораторий и 5 лабораторий в районах области с общим количеством персонала 600 чел. (из них 540 инженеров и техников). При институте имелись: опытное производство с конструкторско-технологическим отделом, бюро приемки приборов, другие необходимые службы. Росли кадры института. В 1940 г. научных сотрудников и инженеров в институте было 63 чел., в 1949 г. – 78 чел., в 1955 г. – 107 чел., в 1957 г. – 171 чел. Качественный рост научных кадров характеризуют следующие цифры: в 1949 г. докторов и кандидатов наук в институте было 14, в 1955 г. – 19, в 1957 г. – 26. В послевоенные годы в Институте была организована также подготовка среднетехнических кадров – госповерителей. За 1945-1957 гг. было подготовлено 520 госповерителей и 195 ст. госповерителей. С приходом в 1963 г. Председателя Госстандарта В.В. Бойцова система Комитета, а, следовательно, и Государственная метрологическая служба, существенно выросли и окрепли, увеличилось число институтов. Многие филиалы метрологических институтов стали самостоятельными, некоторые из них получили статус «Всесоюзных», выросла сеть территориальных органов, начиная с республиканских управлений Госстандарта, центров стандартизации и метрологии, лабораторий государственного надзора, окрепла производственная база метрологии, около 30 заводов и опытных производств выпускали средства измерений, поверочное оборудование для оснащения ГМС. Создается Всесоюзное производственное объединение ВПО «Эталон». Росла система Госстандарта: создавались новые институты, существующим институтам стало тесно в своих стенах. В 1964 г. был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодировании (ВНИИКИ), которому потребовалось помещение. Кроме того, ВНИИГК разросся и ему стало тесно в зданиях на ул. Щусева, 4 (тогда и сегодня – Гранатный переулок), поэтому руководством Комитета было принято решение о размещении в зданиях на ул. Щусева, 4 вновь создаваемого ВНИИКИ и о переводе ВНИИГК в здание бывшего Андреевского монастыря по адресу Ездаков пер., 1 (позднее – Андреевская наб., 2). Это произошло в августе 1964 г. Постановлением Совета Министров СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране» (1965 г.) на институт были возложены обязанности головной организации страны по государственному надзору за средствами измерений. С этого времени институт развернул активную работу по разработке и внедрению стандартов государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), являясь ведущим разработчиком основополагающих и базовых стандартов этой системы. В те годы в институте работало много молодежи. Одни в то время заканчивали вечерние отделения институтов, другие учились в аспирантуре. Им было необходимо самоутвердиться в науке, попробовать свои силы в решении тех или иных научно-технических задач. Поэтому в 1968 г. была проведена 1-я Конференция молодых метрологов института. Приблизительно в это время при институте был утвержден Ученый совет по присуждению ученых степеней кандидата технических наук. Долгие годы, с тех пор как московский институт (МГИМИП) получил статус «Всесоюзного», институт в системе других метрологических институтов страны не имел выраженной специализации, своего лица и назывался то ВНИИ Комитета (ВНИИК), то ВНИИ Госкомитета (ВНИИГК), что в ряде случаев позволяло рассматривать его как продолжение аппарата Комитета. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 декабря 1972г. и известным приказом Госстандарта СССР от 12 июня 1973 г. № 151 по специализации была определена новая инфраструктура государственной метрологической службы страны. ВНИИГК был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС), который был назначен Главным центром Государственной метрологической службы (ГМС). Важнейшим направлением деятельности института как Главного центра государственной метрологической службы становится разработка научно-методических, организационных, технико-экономических и правовых основ метрологического обеспечения народного хозяйства. Результаты научно-исследовательских работ, выполняемых в этом направлении, реализуются в разрабатываемых институтом мероприятиях системы метрологического обеспечения народного хозяйства, программах стандартизации в области метрологического обеспечения, стандартах Государственной системы обеспечения единства измерений, положениях, правилах, методических указаниях и других нормативно-технических документах по вопросам метрологического обеспечения, организации и деятельности государственной и ведомственных метрологических служб. Весьма существенная роль принадлежит институту в дальнейшем развитии и совершенствовании материально-технической базы метрологической службы страны. Задачами института в решении этих вопросов являются организация работ по определению направлений развития эталонной базы страны и руководство работами по созданию современных образцовых средств измерений и поверочной аппаратуры на основе разработки комплектных поверочных установок и комплектных лабораторий по группам поверяемых приборов, унификации, стандартизации и агрегатирования поверочного оборудования. Институт ведет научные исследования по совершенствованию эталонной базы, созданию новых методов поверки и образцовых средств измерений высшей точности в областях измерений, закрепленных за ним. В 1974 г. во ВНИИМС пришла группа ученых и специалистов из Института высоких температур и Института физических проблем АН СССР, институт приступил к осуществлению широкой программы фундаментальных исследований по метрологии с целью изыскания новых принципов создания эталонов, методов и средств измерений высшей точности в таких новейших областях, как квантовая метрология, точные определения молекулярных констант, физико-технические и метрологические проблемы газового разряда, сверхпроводимости, электронных процессов, гравитации. Имелось в виду, что развитие работ в этих направлениях должно создать прочную научную базу для более эффективного выполнения институтом функции научного и методического центра метрологической службы страны. Выполняемые институтом работы по руководству государственными испытаниями средств измерений, анализу и обобщению их результатов, по разработке основ нормирования метрологических характеристик большое влияние оказывали на формирование парка средств измерений в стране, повышение технического уровня и качества изделий отечественного приборостроения. Одновременно с проведением научных исследований в упомянутых направлениях перед институтом стояла задача повседневного научно-методического руководства деятельностью органов государственной метрологической службы и организаций ведомственных метрологических служб по обеспечению единства измерений в стране, по государственному надзору и ведомственному контролю за состоянием и применением средств измерений, по проведению анализов состояния измерений в отраслях народного хозяйства. Важное место в деятельности института отводилось научно-методическому руководству и координации работ по международному сотрудничеству, проводимых метрологическими организациями страны. Метрологические институты Госстандарта в те годы принимают активное участие в работе 14 международных организаций: Совет Экономической Взаимопомощи, Международная организация законодательной метрологии, Международное бюро мер и весов, Международная электротехническая комиссия, Международная организация по стандартизации и др. Широкое развитие получило двустороннее сотрудничество с зарубежными странами в области метрологии. К 1974 г. соответствующие соглашения были заключены с 17 странами. Следует отметить, что реорганизация института во ВНИИМС и назначение его Главным центром ГМС повлекли за собой целый ряд преобразований, так в 1974 г. из ВНИИКИ в состав ВНИИМС был переведен коллектив сотрудников – специалистов по стандартным справочным данным и создан центр Государственной службы ССД, при этом ряд подразделений института, не отвечавших по роду работы его новым задачам, были закрыты, например, Испытательный центр, который был создан на базе лаборатории №26 «Комплексных испытаний измерительных устройств». 75-летие ВНИИМС совпало с еще одной крупной датой в истории метрологии – 100-летием Метрической Конвенции. В этом же году все работники системы Госстандарта отметили 50 лет стандартизации в СССР. Поэтому год был насыщен многими юбилейными мероприятиями: выставки, конференции, доклады и т.п. В это время, по предложению Академии наук СССР, постановлением комиссии Президиума Совета Министров СССР и Государственного Комитета по науке и технике от 6 мая был организован Межведомственный научный совет по проблемам измерений для «выработки перспективных направлений развития методов и средств измерений и определения наиболее эффективных путей обеспечения научных исследований, разработок и производства современными методами и средствами измерений». В состав Совета вошли ведущие ученые и специалисты из АН СССР, Минприбора, МГУ, ЛГУ, Минрадиопрома, Минавиапрома, Минздрава, Объединенного института ядерных исследований и т.д., председателем Совета был назначен академик Хохлов Р.В. – ректор МГУ им. М.В. Ломоносова. В соответствии с Положением о Совете организационно-техническое обеспечение деятельности Совета было возложено на ВНИИМС. В числе важных событий 80-х годов в жизни института следует отметить принятие постановления Совета Министров СССР № 273 от 4 апреля 1983 г. «Об обеспечении единства измерений в стране», в котором впервые были комплексно определены организационные направления работ по обеспечению единства измерений, компетенция Госстандарта и других органов управления в этой сфере, порядок назначения головных и базовых организаций метрологической службы, построения государственной метрологической службы и метрологической службы министерств и ведомств, требования к государственной и ведомственной поверке средств измерений, к государственным испытаниям и метрологической аттестации СИ. Вслед за этим постановлением Советом Министров было утверждено Положение о государственном надзоре и средствами измерений, которое впервые на правительственном уровне обеспечило правовое оформление общественных отношений в области контроля и надзора за стандартами и средствами измерений. Несколько позднее (1984 г.) был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушение правил по стандартизации и качеству продукции, выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими». Все эти нормативные акты, разработанные в основном специалистами ВНИИМС, создавали правовую основу для эффективной метрологической деятельности в тот период. Однако 23 апреля 1985 г. состоялся Пленум Центрального Комитета КПСС, на котором было объявлено о начале «перестройки». Дальнейшее развитие международных событий (ликвидация в 1991 г. Варшавского договора, Совета Экономической Взаимопомощи, а затем и разъединение Советского Союза) привело к тому, что, хотя институт и сохранил в названии свою прежнюю аббревиатуру (ВНИИМС), по своему статусу из «Всесоюзного» превратился во «Всероссийский» с изменением ряда функций, как с точки зрения функций Главного центра Государственной метрологической службы СССР, так и с точки зрения перераспределения функций центра эталонов, так как ряд государственных эталонов остался в институтах Украины, Грузии, Армении. В этот же период на базе Госстандарта СССР был образован Госстандарт России, в подчинении которого остался ВНИИМС. Коллектив института, его руководство оказались в совершенно непривычных условиях планирования и финансирования научно-исследовательских работ с связи с наметившейся тенденцией перехода экономики страны на рыночные отношения. Размеры бюджетного финансирования из года в год уменьшались, уменьшалось и количество тем в плане института. В этих непростых условиях ученые и специалисты ВНИИМС обеспечивали выполнение возложенных на институт задач. Было очевидно, что, поставив во главу угла экономической политики в стране переход на рыночные отношения и интеграцию экономики России с мировой экономикой, следовало добиться перевода управления метрологической деятельностью в стране с административных методов на правовые. Поэтому принятие в апреле 1993 г. Российским парламентом (в то время Верховным Советом) Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» стало важной исторической вехой в развитии института, всей метрологической службы страны. Ученые и специалисты ВНИИМС, которые возглавляли работу над Законом, последующие годы совместно с Госстандартом России и другими метрологическими институтами и территориальными органами Комитета проводили большую работу по внедрению положений Закона в метрологическую практику. В этот период институт понес значительные кадровые потери. Если в 1990-1991 гг. в институте работало 570 чел., то к концу 1993 г. – 262 чел. 1995 юбилейный год стал важным событием для института, так как заметно проявилась активизация его деятельности, что позволило, наконец, институту напомнить о себе обществу в преддверии своего 100-летнего юбилея. И этот год ознаменовался еще тем, что институт вновь изменил свое место пребывания на территории Москвы. Для этого решения был ряд причин, которые повлияли на переезд института в здание ВНИИОФИ по Озерной ул., 46, где он находится и сегодня. В 2000 г. ВНИИМС отмечал свой 100-летний юбилей. Это означало, что:
Вступая в новое десятилетие, ВНИИМС, как один из подписантов в 1999 г. международного документа «Договоренность о взаимном признании национальных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых Национальными метрологическими институтами», получил в 2003 г. «Свидетельство о доверии», подтверждающее на международном уровне функционирование в институте системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО/МЭК 17025. Наличие системы гарантирует качество и достоверность калибровочных и измерительных возможностей (СМС) ВНИИМС, внесенных в международную базу Международного бюро мер и весов (МБМВ): 17 СМС в области измерений высоких напряжений, 3 СМС в области измерений длины (трехкоординатные измерения), 1 СМС в области измерений избыточного давления, подтвержденные в 2005 г. международным аудитом. Работа по расширению и поддержанию наших данных в базе МБМВ стала постоянной, которая контролируется каждые три года. ВНИИМС получил право помещать свой бренд на международных сертификатах. Учитывая, что в международную базу включают данные о наилучших для той или иной страны калибровочных и измерительных возможностях, причем подтвержденных по результатам экспертизы на межрегиональном уровне, можно утверждать, что институт участвует в формировании международного рынка метрологических услуг, который считается важной основой развития международной торговли и международного промышленного сотрудничества, а также важной информационной основой для потребителей метрологических услуг внутри страны. Другой постоянной работой для ВНИИМС стало развитие исследований взаимосвязи метрологии с фундаментальными физическими константами. Работы ведутся в институте с 1995 г. С 2005 г. эти исследования активизировались в связи с предполагаемым переопределением ряда основных единиц Международной системы единиц – килограмма, ампера, кельвина и моля – с использованием фиксированных значений фундаментальных физических констант. В июне 2008 г. Президентом России Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Поскольку он во многом отличается от ранее действовавшего Закона (1993 г.), то была начата большая работа для его внедрения через приведение нормативно-правовой базы обеспечения единства измерений в соответствие с положениями нового Закона, и в этой работе ВНИИМС как научно-методическому центру в области законодательной метрологии вместе с Росстандартом отводится ведущая роль по подготовке около 60 нормативных правовых актов.
Новым постоянным направлением работ ВНИИМС стало исполнение заданий ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.», утвержденной Правительством Российской Федерации 2 августа 2007 г. ВНИИМС возглавил рабочую группу № 3 по направлению «Развитие методической составляющей инфраструктуры наноиндустрии» (мероприятия по обеспечению единства измерений, безопасности создания и применения объектов наноиндустрии). Кроме Отдела метрологического обеспечения технологий в машиностроении и Лаборатории физико-химических основ метрологии, выполнявших конкретные проекты по созданию приборно-инструментальной базы нанотехнологий, были созданы два подразделения для организации и методического руководства работами по созданию и осуществлению деятельности региональных отделений Центра метрологического обеспечения (ЦМО) Центрального Федерального и Приволжского Федерального округов. При этом ВНИИМС был соисполнителем ВНИИОФИ по созданию этого Центра и оценке соответствия продукции наноиндустрии ЦМО. Одним из важнейших документов для отечественной метрологии является «Стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 года», утвержденная приказом № 529 от 17 июня 2009 г. Минпромторга РФ. В разработке Стратегии во главе с Ростехрегулированием и ВНИИМС принимали участие все метрологические институты и многие министерства и ведомства. Реализация Плана мероприятий сегодня стала одной из задач ВНИИМС на следующее десятилетие. Несмотря на трудности последних двух десятилетий, интеграция России в международное метрологическое сообщество успешно продолжается. ВНИИМС как координатор работ по метрологии в международных (МОЗМ, МБМВ) и региональных (КООМЕТ, НТКметр, АТФЗМ и др.) организациях по-прежнему занимает активную позицию, участвуя в международной деятельности, особенно в области законодательной метрологии. К 2010 г. численность работников ВНИИМС составила 292 чел., при этом сохраняется стабильный состав квалифицированных специалистов, позволяющий успешно выполнять все возложенные на институт научно-исследовательские и инженерно-технические работы. Успешно работает докторский диссертационный Совет. И сегодня накануне своего 110-летнего юбилея ВНИИМС продолжает вести работу в значимых для него областях, укрепив свои позиции и доказав, что: – как государственный научный метрологический центр он в полной мере может выполнять все возложенные на него задачи по обеспечению единства измерений в стране и при международном сотрудничестве, приведем часть из них:
– может оказывать действенную методическую помощь промышленности, предоставлять широкий спектр метрологических услуг, так, после завершения работ по созданию региональных отделений Центра метрологического обеспечения и оценки соответствия продукции наноиндустрии в Центральном и Приволжском Федеральных округах в 2009 г. была оказана научно-методическая помощь их деятельности:
– несмотря на изменения в структуре управления в системе обеспечения единства измерений, он сохраняет свою уникальность, являясь единственным в системе Росстандарта и в стране институтом, который на основе своего многолетнего опыта и научной метрологической школы на профессиональном уровне вносит весомый вклад в решение многих проблем законодательной метрологии, доводя их до практического применения в метрологической деятельности; например проведены:
Бренд «ВНИИМС» не только в стране, но и на международном уровне становится все более известным среди своих коллег – национальных метрологических институтов, и, что более важно, у института имеются значительные потенциальные возможности дальнейшего укрепления своего авторитета как в стране, так и за рубежом. Список использованной литературы
Автор(ы): Кононогов С.А. Номер журнала: КИПиС 2010 № 5 Читать в PDF: Читать Материалы по теме:
Новости КИПиС
Новости компаний
Обзоры и анонсы выставок
Статьи КИПиС
Технические регламенты
Энциклопедия измерений
При использовании материалов журнала «Контрольно-измерительные приборы и системы» ссылка на сайт www.kipis.ru обязательна. Для просмотра файлов PDF может понадобиться Adobe Reader. Получить Adobe Reader бесплатно можно здесь. |
Читайте бесплатно
События из истории измерений
|